Храм г.Ленск

 

История Ленского прихода:

История христианства в нашем крае началась с приходом первых русских. К этому времени, на- чалу XVII в., Россия сформировалась как един- ственное в мире православное государство. В нем все осмысливалось с религиозной точки зрения, с точки зрения православного христианства, в том числе и политика просвещения, т.е. христианизации народов, вошедших в состав России. Господствующее положение православия и церкви во всем укладе русской жизни сопровождалось многими замечательными явлениями: высокой нравственностью, патриотизмом, ростом образованности, особым отношением к труду. С расширением границ на восток церковь успешно приобретала себе новых чад в Сибири. Правительство ей в этом активно содействовало. В 1620 году была создана новая епархия в г. Тобольске, который стал центром миссионерской работы в Сибири и на востоке России. Миссионеры много заботились об исправлении дурных нравов русских поселенцев, местных жителей, скорейшего просвещения языческих народов. Строились церкви, монастыри. Из Москвы шли книги, иконы, церковная утварь, приезжали священники. Долматский и Кодинский монастыри становятся центрами просвещения и миссионерской рабо- ты. В 1681 году начинает работать миссия в Забайкалье. В 1681-82 гг. в Москве проходит церковный собор, на котором выражается беспокойство о слабом ведении миссионерской работы: «Сибирская сторона пространна и в ней множество народа, Христа не знающего. Также и иные грады от архиерейского требования имеют дальнее расстояние от столичного града епархии (Тобольска) до Даурских и Нерчинских и Албазинских островов и до иных подобных в едино лето и в полтора, и в два проходят, и в тех дальних местах христианская вера не расширяется». Собор положил послать «искусных духовных людей» на реку Лену. Сотни безвестных нам миссионеров отправились на бескрайние дремучие просторы Сибири, чтобы нести язычникам свет христовой веры. Возникают монастыри в Якутске и Иркутске. С учетом расширения границ, в целях усиления распространения христианства в Восточной Сибири, в 1707 году была учреждена Иркутская епархия, священники которой духовно окормляют и Якутию. Наиболее выдающимся миссионером и церковным деятелем в тот период был епископ Иннокентий (Кульчитский). Его преемник, епископ Иннокентий (Нерунович), крестил во множестве тунгусов и якутов. В этот период начинает развиваться транспортная и почтовая инфраструктура Восточной Сибири. В 1743 году открывается Иркутско-Якутский тракт, вдоль которого появляются сразу несколько населенных пунктов, обеспечивающих бесперебойное функционирование этого тракта. Можно с достоверностью говорить не только о том, когда на карте появилась Мухтуя, но и с чего она начиналась. А начиналась она с молитвы. Благодаря своей религиозности, люди того времени освящали каждый момент своей жизни: и постройку нового дома, и начало нового дела. Бесспорно, что в период 17-19 веков через крошечный населенный пункт, ставший впоследствии городом Ленском, проходили все миссионеры, проповедавшие в Якутии.

В 1861-62 годах иркутский архиерей Парфений организовал специальные миссии Иркутскую и Забайкальскую с целью активизации миссионерской работы. С 1883 года миссию возглавил киренский викарный епископ. Главной единицей миссии были т.н. станы, коих было несколько десятков. Новообращенные исчислялись десятками тысяч. Миссия имела десятки школ, благотворительных учреждений и оказывала сильное влияние на гражданский быт новокрещенных, испрашивая у властей для них земельные наделы и расселяя их оседлыми селениями. Наиболее количество новообращенных в христианскую веру было среди якутов и тунгусов.

В 1840 году на Камчатке открывается новая епархия, которую возглавил епископ Иннокентий (Вениаминов). Его миссионерская деятельность распространилась на огромные просторы Якутии, Камчатки, Амурского края. В 1859 г. создается Якутское викариатство, а в 1869 г. самостоятельная Якутская епархия. В этот период Мухтуя административно является частью Иркутской губернии и находится под духовным окормлением Иркутской епархии.

Согласно архивным данным, содержащимся в книге «Моя седая Мухтуя» С.Москвитина, мухтуйский Николаевский храм был построен в 1862 году, тогда же был основан приход. Первая запись «Книги брачных обысков Мухтуйской Николаевской церкви» сделана 30 апреля 1862 года. Первым священником Мухтуйской церкви являлся Василий Успенский. В

«Иркутских епархиальных ведомостях» 1872 года говорится о Мухтуйском Николаевском храме, священником которого был Иннокентий Попов, и о том, что эта церковь, ее убранство внутри и ограда были великолепными.

При церкви имелась библиотека с духовной литературой.

Точно известно, что священником Мухтуйской Николаевской церкви в 1881 году был Федор Малков. Кроме этого, есть сведения, что освящение православной церкви в Мухтуе состоялось в 1888 году, вскоре после того, как Мухтуя стала центром Мухтуйской волости.

По данным «Метрической книги Мухтуйской Николаевской церкви» за 1886-1890 годы, священником в то время служил Порфирий Попов, псаломщиком Матвей Попов.

По данным «Метрической книги 1904-1905 годов» Мухтуйской Николаевской церкви Киренского уезда Иркутской епархии, в 1904 году по приходу Николаевской церкви села Мухтуйского родилось и крестилось 43 младенца мужского пола и 47 женского. Таинства совершал священник Николай Пономарев. В книге содержатся также сведения о вступив- ших в брак (венчавшихся) по приходу и об умерших.

Согласно метрическим книгам, в 1907-1909 годах священниками Мухтуйской церкви служили Михаил Мацуев (с псаломщиком Семеном Лонги- новым) и Николай Вирский (с псаломщиком Михаилом Козырновым). В последующие годы, вплоть до июля 1918 года, священнослужителем работал Григорий Верхотуров (с псаломщиком Степаном Янченко).

Последний мухтуйский священник Василий Карлович Суммишевский, по воспоминаниям старожилов, жил в общественном доме по улице Большой.

С февральской революцией 1917 положение церкви в государстве резко меняется. Временное правительство стало проводить откровенно антицерковную политику, оказывая административное давление на церковь, лишая ее имущества, организуя и стимулируя церковные расколы и ереси. Новый, мученический, этап в жизни церкви начался с прихода к власти большевиков, которые откровенно позиционировали себя как «воинствующие безбожники». Новая власть поставила целью полностью лишить церковь, в том числе и физическим уничтожением, всякого влияния на народ. Началось тотальное уничтожение тысячелетнего наследия православной Руси. В этот период было репрессировано до полумиллиона церковнослужителей, миллионы верующих. Закрыты и разорены все учебные заведения, монастыри, почти все храмы страны, церковное имущество расхищено. Немногие храмы сохранялись больше как «ловушки» для вы- явления неблагонадежных. Согласно плану последней «безбожной пятилетки» к 1942 году должен был быть ликвидирован последний священник и закрыт последний в стране храм. Осуществлению этих планов помешала Отечественная война.

Достоверно известно, что, кроме Витима, Мухтуи, церкви были в Беченче, Ю. Нюе, Б.Пеледуе и ряде других населенных пунктов. Закрытие храмов происходило по отработанной схеме: сначала прекращали деятельность прихода под разными предлогами, срубали кресты, снимали колокола. В дальнейшем, в зависимости от ретивости местных активистов церковь или разрушалась, или использовалась для различных нужд.

В них устраивали архивы, располагались учреждения, овощехранилища, тракторные станции, психбольницы. Особым кощунством было устройство в церквях и в алтарях общежитий для  молодоженов  и  общественных  туалетов. До сих пор главный храм Якутии, Троицкий собор в г. Якутске, используется под ресторан, и на месте алтаря находится сцена.

Часто церкви переделывали под клубы. Такая судьба постигла храмы Мухтуи и Ю. Нюи. По рассказам старожилов, при закрытии церкви в Беченче местные власти не могли найти желающих срубать кресты и снимать колокола.С большим трудом, угрозами и уговорами нашли несколько человек. В Ю. Нюе церковь закрыли около 1935 года. Церковное имущество растащили, облачения разорвали, каждый хотел по- лучить кусочек красивой ткани. Многие иконы и книги разобраны верующими и до сих пор хранятся у их потомков.

«В 1920 году метрические книги Мухтуйской Николаев- ской церкви «Книги» хранились в отделе записей актов гражданского состояния при Мухтуйском совете депутатов. Последняя запись в метрической книге датирована 31 мая 1920 года здесь проходит своеобразная граница между старой и новой властью в Мухтуе. Первая запись «Книги записей рождений» Мухтуйского отдела загс гласит: «В селе Мухтуя родился сын Петр у гражданина села Мухтуйского Ивана Афанасьевича Татарченкова и его жены Марии Семеновны». И, что самое интересное, все остальные записи за этот год заверены заведующим отдела загс В. Суммишевским, которому советская власть доверила продолжать учет родившихся, умерших и вступивших в брак.

Василий Суммишевский родился в 1879 году, в Мухтую приехал вместе с семьей супругой Параскевой Алексеевной и детьми. С января 1921 года заведующий Мухтуйским загсом сменился, и Суммишевский фигурирует в «Книгах» записи уже как обычный гражданин. В частности, «Книга записи родившихся» фиксирует появление у Суммишевских шестого ребенка дочери Нины 24 января 1921 года и сына Юрия 5 ноября 1922 года (7 декабря этот ребенок умер).

Посещение церкви на Пасху и Рождество для всех мухтуйцев было обязательным. Николаевская церковь в Мухтуе собирала приходы вплоть до 1928 года, пока новая власть не закрыла ее. Осенью 1932 года была назначена комиссия во главе с И. В. Кирилловым по переоборудованию церкви под клуб. С храма были сняты все колокола, сорваны царские врата и иконы. В дальнейшем в этом помещении располагался Мухтуйский клуб (районный Дом культуры) и Дом пионеров. Кладбище священнослужителей вокруг храма снесли, вековые ели спилили.

Известно, что в 1923 году «Союз верующих» округа насчитывал 3000 человек. Несмотря на то, что список верующих

«Мухтуйской религиозной общины» в первые годы советской власти был также достаточно внушительным, из-за непримиримой политики советского государства членов в общине с каждым годом становилось все меньше. В 1929 году члены

«Мухтуйской религиозной общины», куда входило 64 человека, вынуждены были обратиться с жалобой во Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет на незаконные действия некоторых должностных лиц по отношению к религиозному обществу. В частности, Ленский РИК не разрешил верующим провести собрание и устроить проверку сохранности имущества Мухтуйской Николаевской церкви, которая была закрыта советской властью. Возможно, это объяснялось тем, что церковное имущество представителями  новой  власти  было  нещадно  разграблено. Циркуляр из Якутска, адресованный Мухтуйскому сельсовету, ни к чему не привел. К марту 1930 года в «Мухтуйской религиозной общине» осталось уже 34 человека.

Сейчас часть строения Мухтуйского Николаевского храма содержит в себе комплекс Ленской детско-юношеской спортивной школы. Бревнам старого сруба, выходит, более 140 лет.» (С.Москвитин. «Моя седая Мухтуя». 2005 г.).

Однако,  церковная  жизнь  не  умерла.  Тысячи людей сохраняли свою веру, молились дома, читали Евангелие, пытались в безбожном мире жить по христиански. В поселке Ю. Нюя остался жить, не снимая с себя сана, последний священнослужитель в нашем районе дьякон Никандр Ильич Смолянинов.

Служить в церкви ему, конечно, не давали, но он ходил по домам, совершал молебны дьяконским чином. Отец Никандр дожил до 1966 года и похоронен на нюйском кладбище. По тому, что вера жила среди ленчан, можно судить и по православным крестам, которые установлены на могилах православных на нюйском кладбище.

К концу 30-х — началу 40-х у многих было ощущение, что церковь в России доживает последние дни. По планам «безбожной пятилетки» в 1942 году должны были быть закрыты последние храмы и ликвидированы последние священнослужители. 1941 год внес свои коррективы началась Отечественная война. Первым с обращением к народу выступил Патриарший местоблюститель митрополит Сергий Страгородский, его обращение начиналось со слов «Братья и сестры», позже заимствованное И.Сталиным. Власти для поднятия духа на- селения начинают использовать патриотические православные образы – Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова. Ослабилось давление на церковь. В этот период выпускаются некоторые священники и архиереи из мест заключения, возрождаются храмы и духовные учебные заведения. Многие представители духовенства отправились на фронты войны. Храмы были полны молящимися. Говорят, на войне нет неверующих, и, действительно, в этот период заметен религиозный подъем в стране. После Победы в духовные учебные заведения хлынул целый поток ветеранов-победителей от рядовых до старших офицеров.

Духовным окормлением якутян тогда занимались священники возрожденной Иркутской епархии, которые периодически, проезжая по Лене, посещали населенные пункты, крестя людей. Но священников было очень мало, открытая проповедь вне храма преследовалась, большинство людей не замечало того, что есть и иная жизнь рядом с ними. Хрущевскую оттепель в стране почувствовали все, кроме православных. В этот период начинается новый виток гонений. Закрываются храмы, монастыри, семинарии, открытые в 40-е годы. Неугодные священники высылаются, попадают в тюрьмы и психбольницы. В 60-х годах, проездом из Якутска в Иркутск, в Ленске был ректор Ленинградской духовной Академии, епископ Выборгский Кирилл – будущий Патриарх Московский и всея Руси.

Возрождение церковной жизни в полном объеме начинается в конце 80-х во время общей либерализации внутренней политики. В церковь приходит много молодых и энергичных людей. Открываются новые приходы, активно развивается миссионерская работа. До 1993 года миссионерскую работу на Лене, в г. Якутске осуществляла Иркутская Епархия.

Первая православная община в Ленском районе появилась в п. Витим. Уже в 1990 витимцами активно обсуждался вопрос о строительстве церкви и создании общины. В декабре 1990  года  инициативной  группой  было  направлено  письмо епископу Иркутскому Вадиму (Лазебному) с просьбой о помощи в организации общины и ее регистрации в органах власти. Незадолго до этих событий, в мае 1990 г., в Витиме сгорел клуб, который был построен на месте разрушенной церкви. Многими это было расценено как недобрый знак. Витимцы всерьез заговорили о строительстве церкви. Был составлен список желающих в этом участвовать. Всего в добровольные пожертвователи записалось более тысячи семей. К сожалению, по прошествии 20 лет храма в п. Витим нет. Лишь в последнее время этот вопрос начинает решаться ста- раниями администрации района. Утвержден проект и выбрано место под строительство. 7 апреля 1991 года состоялось учредительное собрание православного прихода п. Витим, на котором присутствовал 31 человек. Были выбраны органы приходского управления, обсуждался вопрос об отправлении «ходоков» в Иркутск, зачитывалось послание епископа Вади- ма. 7 апреля – дата появления первого православного прихода в Ленском районе. В инициативной группе, организовывавшей приход, были Зарукина Н.Д., Ошикер Н.М., Вялина А.Д, Ларионов М.В. и другие.

Началом полноценного возрождения церковной жизни в нашем крае можно считать дату 23 февраля 1993 года, когда Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и священным Синодом Русской Православной Церкви было принято постановление о возрождении Якутской Епархии на территории РС (Я). 27 марта 1993 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы Святейшим Патриархом Москов- ским и всея Руси Алексием II в сослужении ряда архиереев была совершена хиротония архимандрита Германа (Морали- на) во епископа Якутского и Вилюйского. С 1995 года Епархия именуется – Якутская и Ленская. 25 февраля 2000 года епископ Герман возведен в сан архиепископа.

В 1993 году Епархия числилась только на бумаге. На всю Якутию был всего один храм – Никольский по ул. Ушакова в г. Якутске и молельный дом в г. Олёкминске. Не было священников, общин, средств. Владыка Герман начал активную организаторскую и проповедническую работу. В Епархию стали приезжать выпускники семинарий, которых рукополагали во священники и направляли на приходы. Епископ Герман много ездил по республике, встречался с людьми, сам крестил, освящал. Ленск в тот период оказался одним из самых первых населенных пунктов, включившихся в процесс возрождения православной жизни. Уже 18 марта 1993 года директор Дома народного творчества Кударь С.П. направила телеграмму в Якутск с просьбой о посещении г. Ленска православным священником и проведения церковных служб.

16 июля 1993 года на нашу землю впервые после длительного перерыва прибыл православный архиерей. При его содействии был избран приходской совет из 6 человек и приняты решения о регистрации прихода и строительстве церкви в г. Ленске. 17 июля 1993 года в помещении Дома культуры было впервые за много лет совершено таинство крещения. Крестили три дня подряд, так как народу было много. Владыка встретился в Ленске с Ягнышевым В.М., который обещал помощь в строительстве церкви. Владыка Герман с послушником Андреем выезжали в п. Витим.

Первым реально действующим председателем приходского совета была Сусова Г.Ф. Был зарегистрирован приход, открыт банковский счет, начались хлопоты о выделении участка под храм. Участок выделили на пересечении ул. Каландаришвили и Ленина. Места было немного, вокруг стояли ветхие здания, после наводнений 1998 г. и 2001 г. эти здания были снесены. Имя приходу, в честь свт. Иннокентия Московского, дал владыка Герман. Глава администрации Ягнышев В.М. выделил средства на проектно-сметную документацию. По городу были поставлены ящики для сбора средств на строительство храма.

11 сентября 1994 года владыка Герман вновь посетил Ленск. 12, 13, 14 сентября в ДК проходили крещения по два раза в день, так как желающих креститься было очень много, служились молебны, панихиды, освящалась вода. В 1995 году приход, наконец, обрел своего первого пастыря. Успенским постом в город при- был иерей Сергий Никитченко с семьей. Первые службы проходили в ЦДНТ. В 1996 году администрация выделила приходу бывшее здание киносети под временную церковь. При содействии прихожан, ряда организаций был сделан ремонт. В том же году председателем приходского совета становится Купчина М.В. В 1996 году владыкой Германом был отслужен молебен на месте строительства будущего храма, поставлен и освящен крест. В конце 1996 года начались первые занятия в воскресной школе под руководством Валентины Жевноватой.

23 октября 1996 года в Ленске впервые замироточила икона Божией Матери «Владимирская», 19 декабря — икона Николая Чудотворца. В 1997 году был заложен первый камень на строительство будущего храма, началась отсыпка под фундамент. Не хватало средств, и строительство периодически останавливалось. В мае 1998 года замироточила икона Божией Матери «Казанская». 1 июня о. Сергий заложил камень в фундамент храма и несколько деталей от старой Мухтуйской церкви.

1998 год был настоящим испытанием для молодой христианской общины. При подъеме воды все ценное перенесли в ДК. Начальник РОВД выделил машину и пять сотрудников для помощи. Наводнение повредило здание и часть имущества. Все лето 1998 года прихожане, как и многие ленчане, занимались просушкой, ремонтом поврежденных водой помещений. В 1999 году в храме мироточила икона Божией Матери «Одигитрия».

В 2000 году о. Сергий Никитченко переведен на службу в г. Мирный настоятелем Троицкого храма и благочинным Западной Якутии. В Ленск был назначен иерей Владимир Ташкинов, который до этого, в течение года, был настоятелем приходов в п. Пеледуй и п. Витим. Перед Пасхой 2001 года обильно мироточила икона Божией Матери «Одигитрия». На Благовещенье мироточила икона «Тайная Вечеря». Весной 2001 года, боясь наводнения, церковную утварь, книги, иконы перевезли в ДК. На тот момент храм был выведен под потолочные перекрытия. Во- круг храма на территории лежал стройматериал: доски, бревна, деревянные маковки куполов. Наводнение стало настоящей катастрофой для всех ленчан. По рассказам очевидцев, река, уносившая целые дома, в том числе двухэтажки, не тронула стройматериал, лежащий вокруг затопленной церкви. Когда схлынула вода, брус, доски, маковки остались лежать на территории, окруженные огромными льдинами. Это было воспринято как чудо. Разрушенный Ленск восстанавливала вся страна. Храм достраивался и благоустраивался ударными темпами бригадами под руко- водством директора Айхальского ГОКа Дойникова Ю.А. К осени храм был возведен и обустроен. 23 сентября 2001 года владыка Герман совершил освящение храма. На освящении присутствовал президент РС (Я) Николаев М.Е.

В последующие годы прихожане ликвидировали недоделки, утепляли храм, в общем, обустраивали свою приходскую жизнь.

27 сентября 2004 года, в день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, в храме Христа Спасителя был рукоположен новый епископ Якутский и Ленский – Зосима (Давыдов), а владыка Герман стал управляющим Курской и Рыльской епархией.

В ноябре 2004 года с первой ознакомительной поездкой в Ленск приехал епископ Зосима. Весной 2005 года иерей Владимир Ташкинов принял монашеский постриг с именем Иннокентий, а в июле

2005 года его переводят на службу в г. Мирный. Настоятелем храма в г. Ленске становится иерей Леонид Тарасов. На этой должности он прослужил недолго, 8 месяцев, и снова переведен в г. Якутск. В 2005 году Ленскую землю посетила великая святыня – ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца.

16 октября 2006 года в Ленск прибыл вновь назначенный настоятель – иерей Анатолий Астафьев. Вскоре в Ленск привезли чудотворную икону Божией Матери «Призри на смирение» из Введенского мужского монастыря г. Киева. Эта икона, кроме многих чудес, произошедших за историю ее почитания, известна тем, что в 1997 году она отобразилась на стекле киота, в котором хранилась.

2007 год ознаменовался юбилейной датой – 210 лет со дня рождения и 30 лет прославления святителя Иннокентия Московского, великого миссионера, первого якутского архиерея. Он был выдающимся религиозным деятелем, дипломатом и внес значительный вклад в развитие культуры Якутии. Можно не сомневаться, что святитель неоднократно бывал в Мухтуе, так как неоднократно проезжал по тракту Иркутск-Якутск.

Правительством РС (Я) было издано постановление о праздновании этой даты в республике. Среди мероприятий значились строительство воскресной школы и установка па- мятника свт. Иннокентию. В реализации этих проектов не- оценимую помощь оказали администрация Ленского района и ее главы – Авдеев С.В. и Высоких С.И.

В тот же год, по благословлению Святейшего Патриарха Московского Алексия II, были изготовлены два ковчега, в которые вложили частички мощей святителя Иннокентия Московского. Ковчеги пронесли крестным ходом по всей стране. Один из них, по благословлению епископа Зосимы, хранится в нашем храме.

12 ноября 2008 года были сданы воскресная школа и памятник свт. Иннокентию, которые освятил владыка Зосима.